ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (РОМАНОВ Петр Алексеевич) (1672—1725), русский царь и первый российский император.
Начал реформировать страну, ясно понимая, что без удобного выхода к морям, без мощного флота и географического изучения страны решить эту задачу невозможно.
География привлекала пристальное внимание Петра I на протяжении всего его царствования. Он сам участвовал в некоторых геодезических съемках в роли топографа и составлял инструкции для их проведения, самостоятельно вычерчивал карты. Царь следил за иностранной географической литературой, отбирая для перевода на русский язык нужные издания, давал указания по исправлению книг. Так, по его повелению в 1710 был напечатан перевод книги «География, или Краткое земного круга описание». В 1718 вышел в свет (и выдержал несколько изданий) труд Варениуса «Географиа генеральная, небесный и земноводный круги купно с их свойствы и действы в трех книгах описующая преведена слатинска языка нароссийский...». Царь сам прочел русский перевод книги и приказал издателю исправить его.
Петр I много путешествовал по России и знал ее географию не понаслышке, «путешествия 1200 или 1600 верст почитаемы были им за ничто, чтоб ему разведать все самому собою». Во время заграничных поездок он охотно беседовал с крупными учеными, был знаком с Лейбницем, не раз посещал Гринвичскую обсерваторию и, вероятно в 1698, встречался с Исааком Ньютоном.
С именем Петра I связано становление отечественной научной картографии, по его инициативе впервые стали применяться научно-экспедиционные методы исследования. Выпускники созданной Петром I Навигацкой школы и Морской академии впервые в России начали производить инструментально-картографические съемки. Руководство ими царь поручил картографу И. Кирилову.
После того как Россия, одержав победу в Северной войне, стала морской державой, взор Петра I устремился на северо-восточные окраины России, на огромные просторы Тихого и Северного Ледовитого океанов. Он понимал значение Северного морского пути, по которому «европейские корабли совершали бы незатруднительные плавания и получали бы товары из Китая и Японии, не имея надобности переезжать через экватор» (так понял замысел Петра беседовавший с ним капитан Д. Перри). Проект сына тобольского воеводы Ф. Салтыкова «О взыскании свободного пути морского от Двины реки до Омурского устья и Китая» пришелся по душе Петру.
К конце жизни Петр I решил завершить дело, о котором мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т.е. о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию... В 1724 царь издал указ об организации экспедиции, которая занялась бы исследованиями вод Тихого ок. и подтвердила сведения о наличии пролива между Азией и Америкой. А в январе следующего года, за три недели до смерти, царь собственноручно написал строго секретную инструкцию, в которой были определены основные задачи экспедиции, получившей название Первой Камчатской.
Начальником экспедиции Петр I назначил В. Беринга — датчанина, приглашенного им на русскую службу в 1704.
Имя Петра I носят многие географические объекты — залив в Японском море, группа островов в море Лаптевых (открыты В. Прончищевым в 1735), остров в море Беллинсгаузена в Антарктике, хребет в Западном Памире, несколько городов.