МАКАРОВ Степан Осипович (1849—1904), мореплаватель, дважды обогнувший Землю, флотоводец, океанограф, изобретатель, исследователь Арктики и Тихого океана, вице-адмирал.
Потомственный моряк. После окончания морского училища в Николаевске-на-Амуре плавал на судах Тихоокеанской эскадры в дальневосточных морях, затем в Атлантике. С 1869 работал над проблемами непотопляемости и живучести кораблей. Во время русско-турецкой войны (1877—1878) впервые успешно применил миноносные корабли и торпедные катера, первый использовал самодвижущуюся торпеду. В начале 80-х гг. XIX в. провел океанографические наблюдения в прол. Босфор, обнаружил в нем два противотечения.
В 1886—1889, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, во время которого провел океанографические работы в северной части Тихого океана. Он определил положение и характер межпассатного противотечения, выяснил, что теплое течение Куросио не имеет четкой восточной границы, описал важные черты гидрологии Берингова и Охотского морей, в т.ч. «холодные пятна» (понижение температуры поверхностных вод в отдельных акваториях).
Созданный С. Макаровым в 90-х гг. бронебойный наконечник значительно увеличил пробивную силу артиллерийского снаряда. Во главе Средиземноморской эскадры в 1894—1896 выполнил морской поход на Дальний Восток, детально исследовал прол. Лаперуза. После перехода Тихим океаном к берегам Северной Америки, через США проехал к побережью Атлантики и морем вернулся на родину, завершив свой второй «обход» земного шара.
В 1897—1898 вместе с Д. Менделеевым, тоже активным сторонником освоения Арктики при помощи ледоколов, спроектировал мощный ледокол «Ермак» и лично руководил его постройкой. Весной 1899 перегнал ледокол из Ньюкасла в Кронштадт, а затем в Ревель (Таллин) и с его помощью освободил из ледового плена 29 пароходов. Летом совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, во время второго проник во льды к северу от арх. Шпицберген до 81° 21′ с.ш. В этом плавании доказал, что таинственная «Земля Джиллиса» — один из огромных ледяных айсбергов с плоской поверхностью, которые дрейфуют из Северного Ледовитого в Атлантический океан.
В конце 1899 назначен военным губернатором Кронштадта. После капитальной перестройки носовой части «Ермака» плавал на нем летом 1901 в Баренцевом море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и к северо-западному берегу Новой Земли. В русско-японскую войну командовал Тихоокеанским флотом, погиб при взрыве мины на флагманском броненосце «Петропавловск».
Именем Макарова названы 17 географических объектов, в т.ч. остров в Карском море, бухта на о-ве Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана, город на Сахалине.