КЕНТ Рокуэлл (1882—1971), американский художник, писатель и общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии мира.
Родился в состоятельной, по американским меркам, семье. Художественное образование получил в Колумбийском университете на архитектурном факультете и в мастерской художника Роберта Хенри, известного представителя американского реалистического направления. С ранних лет сочувствовал социалистическим идеям, был убежден в высоком и ответственном назначении искусства. «У меня есть гражданская совесть, и я не откладываю ее в сторону, когда берусь за кисть и палитру», — говорил он позднее.
Первая самостоятельная выставка картин Р. Кента прошла в 1902, когда ему было 20 лет. С 1910 он занимался архитектурным черчением, плакатом, рекламой, а потом и карикатурой. Первое его большое путешествие — на северо-восток США — это встреча с девственной природой, способ проверить себя вдали от цивилизации. «Я люблю в природе ее суровые, подчас холодные черты; я люблю ездить в края, где можно видеть мир мужественным и честным, и, любя, буду писать его таким».
…В 1914, попав на Ньюфаундленд, влюбился в остров и его обитателей — «у всех людей было радостно на сердце». Но началась первая мировая война. Местные власти, заподозрив в Кенте немецкого шпиона, вынудили его уехать. Спустя три года (1917) Р. Кент с младшим сыном отправился на Аляску, где создал ряд пейзажей, выполнил много рисунков. Покидая Аляску, художник сдал в порту на хранение весь «намытый им песок» — ящик с законченными работами, на котором стояла надпись: «Ценность — 10 000 долларов». «Пяльте глаза, банкроты, владельцы недвижимости, — усмехался Кент. — На земле есть золото там, где вам и не снилось».
В 1920 вышла его первая, проиллюстрированная им самим книга «В диком краю» — дневник путешествия на Аляску.
Начиная с 1927 он работал над станковой гравюрой и книжной иллюстрацией. Через год вышел вольтеровский «Кандид» с рисунками Кента — начало плодотворного периода, связанного с книжной иллюстрацией, вершиной которого становится серия рисунков к пьесам, поэмам и сонетам Шекспира.
В 1929 Кент снова отправился в плавание, на этот раз в Гренландию. У юго-западного побережья острова его маленькая шхуна попала в шторм. Экипаж судна — трое мореходов, включая художника, — спаслись вплавь. Впечатления от пережитого и от сравнительно короткого пребывания на гренландской земле произвели переворот в сознании Кента. Начался самый важный этап в его творчестве живописца, известный теперь как гренландский цикл. О путешествии на шхуне и жизни на острове он рассказал в наполненной авторскими лирико-философскими высказываниями книге «Курс N by E» (в рус. произношении «Курс норд бай ист»). Иллюстрировали книгу первые графические работы гренландского цикла.
Покоренный людьми и пейзажами Гренландии, Р. Кент в 1932—1933 жил на ее западном побережье немного южнее зал. Мелвилл. Картины второго этапа гренландского цикла, запечатлевшие красоту ледяного острова и мужество его обитателей, он писал без этюдов — прямо с натуры. В 1933 художник опубликовал вторую книгу о Гренландии «Саламина», названную по имени главной героини. Своего младшего сына он отдал на воспитание другу-эскимосу и не пожалел об этом: за два года подросток превратился в настоящего охотника, завоевавшего уважение всего племени.
Значительная часть жизни Р. Кента — его общественная деятельность: защита Сакко и Ванцетти в 20-е гг., участие в профсоюзном движении в Америке в годы великой депрессии, активная борьба с фашизмом и выступления в защиту Вьетнама. Борьба против военной угрозы становится смыслом его общественной деятельности в 50-е гг.: он в числе основателей и членов Всемирного Совета Мира, выпустившего знаменитое Стокгольмское воззвание о запрещении атомного оружия.
С 1957 художник возглавлял Национальный совет американо-советской дружбы. «Ради мира я стоял за дружбу с Советским Союзом, ради мира я хотел гибели фашизма: ведь фашизм кормился на войнах. Ради мира я желал социализма… Они вас используют, говорили мне критиканы. Ну и хорошо, что используют! Хорошо, что, принося пользу, ты изнашиваешься, а не просто ржавеешь в бездействии».
В дар Советскому Союзу Р. Кент передал коллекцию своих работ — 80 картин, 800 рисунков и гравюр, большое количество книг. Значение этого дара тем более велико, что незадолго до кончины Кента в его доме в 1969 случился пожар, уничтоживший 11 полотен художника и его знаменитую библиотеку.
После смерти Кента тело его было кремировано, прах помещен в подаренный художнику армянским музеем древний (3 тыс. лет) глиняный кувшин и захоронен перед домом Кента в Адирондакских горах на севере США.