ПЕТРОВ Аввакум Петрович (1621—1682), протопоп, бунтарь, писатель, исследователь Восточной Сибири.
Самый крупный деятель религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под названием «раскол». Идеолог русского старообрядчества, родился в с. Григорьеве Нижегородского кр. в семье священника. В ранней юности осиротел — отец умер, а мать ушла в монастырь. Женившись в 17 лет, Аввакум принял в 1644 священнический сан. Но спустя три года из-за преследования местных властей был вынужден бежать с женой и малолетним сыном в Москву. Там он заручился поддержкой земляка И. Неронова и царского духовника Стефана Вонифатьева и возвратился в свой разоренный дом.
Связавшись в Москве с кружком «ревнителей благочестия», Аввакум добросовестно осуществлял программу исправления нравов, чем снова навлек на себя гнев «начальников». Переехав в Юрьевец-Польский, он и там суровой проповедью нравственности восстановил против себя местное духовенство и прихожан. Вновь появившись в 1652 в Москве, Аввакум стал играть видную роль в деятельности кружка в переломный период — в момент избрания Никона патриархом и подготовки им церковной реформы.
Отказавшись служить в Казанском соборе по новому обряду, Аввакум демонстративно перенес службу во двор арестованного к тому времени И. Неронова, приспособив для этой цели «сушило» (сеновал), где и был схвачен во время всенощной и заключен в Андроньевский монастырь. По распоряжению Никона его жестоко били и морили голодом, требуя признания церковных нововведений, но Аввакум держался стойко и в сентябре 1653 был сослан в Сибирь. Недолгое время служил в Тобольске протопопом Вознесенской церкви, не принимая нововведений Никона, и в результате доносов в 1655 был приговорен к новой ссылке сначала на Лену, затем в Забайкалье, в Нерчинский острог.
В июне 1662 во время плавания по Байкалу Аввакум дал первое в географической литературе описание Приморского хр., сравнив его с силуэтом древнерусского города, монастыря или усадьбы. Он впервые сообщил о флоре Прибайкалья, богатого растениями со съедобными кореньями. Само перечисление рыб и животных Байкала имело для XVII в. естественно-научное значение, к тому же Аввакум единственный наблюдал в озере морского зайца (крупного тюленя, впоследствии истребленного).
Оказавшись в течение долгой ссылки в полной зависимости от жестокого воеводы А. Пашкова, Аввакум с семьей испытывал острую нужду и голод, выносил побои и издевательства, двое его сыновей умерли. Несмотря на это, Аввакум не падал духом и даже решался обличать самого А. Пашкова. В Сибири, в сущности, и родилась слава протопопа Аввакума, героя и мученика за правду. Молва о его стойкости и подвигах распространялась по Руси, дошла и до Москвы. По распоряжению царя Алексея Михайловича в 1662 Аввакуму разрешили вернуться из ссылки. Однако ни царские милости, ни боярская лесть не смогли переломить убеждений мятежного протопопа, и в августе 1664 он был снова сослан — на этот раз на север Европейской России, в Пустозерск (низовье Печоры).
В марте 1666 Аввакума привезли в Москву, где заседал церковный Собор. После бурной полемики Аввакум был лишен священнического сана и посажен на цепь в Никольском монастыре на Угреши. По окончательному приговору Собора от 17 июля 1667 Аввакум и его соратники были преданы «градскому суду» и сосланы в тот же Пустозерск. 15 лет просидел Аввакум в срубе и земляной яме. Не имея возможности проповедовать в церквах и на торгах, он взялся за перо. С берега Печоры произведения Аввакума распространялись по стране. Церковному Собору стали известны факты хождения сочинений Аввакума в столице. По царскому указу 14 апреля 1682 Аввакум вместе со своими единомышленниками — попом Лазарем, иноком Епифинием и дьяконом Феодором были сожжены в Пустозерске.
Сожжение протопопа Аввакума
Григорий Мясоедов, 1897 год
Один из крупнейших писателей начала нового времени (сер. XVII—XVIII в.), Аввакум оставил заметный след в отечественной литературе. Талант этого замечательного и своеобразного стилиста отмечали Н. Чернышевский, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский, М. Горький.